Рыбинский район гидротехнических сооружений
Начальник: Щепоткин Дмитрий Юрьевич
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Телефон: +7 (4855) 238-025
Адрес: 152916, Ярославская обл., г. Рыбинск, пос. Шлюз, д. 5, а/я 26
Водные пути
Общая протяженность – 889 км, из них с гарантированными габаритами – 399 км:
- река Волга: от Угличского шлюза до Рыбинского гидроузла и от Рыбинского гидроузла до пристани Колхозник (н.п. Хопылево) со всеми судовыми ходами и спрямлениями;
- Рыбинское водохранилище: от Торовского створа до Рыбинского гидроузла со всеми судовыми ходами и спрямлениями, включая судовой ход до г. Весьегонск;
- малые реки: Сутка, Сить, Молога, Кондоша, Согожа, Ухра, Юхоть;
- подходы к пассажирским причалам г. Углич, Брейтово, Первомайка, Противье, Борок, Гридино, Пленишник, Харламовское, Никулино, Мякса, Гаютино, Вычелово, Городище.
Инфраструктура
Филиал обеспечивает эксплуатацию Рыбинского шлюза – самого крупного судоходного шлюза Верхней Волги.
Услуги
- Выставление, обслуживание и снятие судоходной обстановки
- Тральные, дноуглубительные и дноочистительные работы
- Изыскательские работы
- Водолазные работы
- Буксировка судов
- Перевозка грузов
История
Строительство Угличского и Рыбинского гидротехнических узлов осуществлялось по постановлению Совета Народных Комиссаров и Центрального Комитета ВКП(б) от 14 сентября 1935 г. за № 2074.
В 1935 году к работе приступила организация Волгострой НКВД СССР. Лабораторные модельные исследования вела в 1936-1939 г.г. Центральная лаборатория Белбалткомбината НКВД СССР (город Медвежегорск, К.Ф.ССР).
Первоначально строительство Угличского и Рыбинского гидроузлов (Волгострой) было поручено Дмитровскому исправительно-трудовому лагерю, но 16 сентября 1935 года ГУЛАГу НКВД приказано немедленно приступить к организации самостоятельного Управления строительства и ИТЛ (Волголаг).
В 1936 году в лагере находилось 19 420 заключённых, в последующие годы происходил рост численности контингента. В 1941 году, накануне войны, он достиг максимума за все годы своего существования: в Волголаге тогда находилось 85 509 человек. Когда все основные работы по сооружению гидроузлов и ГЭС были завершены, Волголаг преобразовали в Рыбинский исправительно-трудовой лагерь: численность заключённых в эти годы значительно сократилась, в последующем же находилась на уровне 22 тысяч человек. Так на 01 января 1944 года в лагере числилось 22 584 заключенных; в течение этого года в Волжский ИТЛ прибыло 11 681 заключенный, убыло — 12 775 человек, из них освобождено — 6839, умерло — 4843, бежало — 135; к 01 января 1945-го в Волголаге насчитывалось 21 490 заключенных.
Во временную эксплуатацию шлюз был введен, одной камерой № 11,17 мая 1941 года, тогда через Рыбинский шлюз прошли первые речные суда. 13 апреля 1941 года забетонирован последний пролет Рыбинской плотины. Паводковые воды Волги и Шексны, встретив неодолимое препятствие, начали заливать свои русла и пойменные участки, а затем и Молого-Шекснинское междуречье. Этот день считается днем образования Рыбинского водохранилища. При этом, по нормативам по напору водяного столба, на сооружениях шлюза (18.4 м), объему сливной призмы и скорости шлюзования от 1953 года Рыбинский шлюз удерживал мировое первенство, оставаясь образцом передовой советской техники. Кроме того, Рыбинский шлюз является памятником архитектуры местного значения.
Постоянная эксплуатация двумя камерами началась 2 февраля 1952 года.
Административная принадлежность
Шлюз вошел в состав Рыбинского технического участка пути и связи, созданного в 1937 г. и напрямую подчиняющегося Наркомату водного транспорта.
С 1939 г. Рыбинский технический участок входит в состав Верхнее-Волжского бассейнового управления пути.
В 1950 г. участок передан в ведение Канала имени Москвы.
В 1955 г. Рыбинский технический участок переименован в Рыбинский район гидротехнических сооружений.
В состав сооружений Рыбинского шлюза, расположенного на реке Волге в городе Рыбинске Ярославской области, кроме шлюзовых камер также входят причальные стенки, пять дамб, подходные каналы, автомобильно-железнодорожный мост, расположенный над нижней головой шлюза. Габариты камер шлюза составляют 283 м в длину, 30 м в ширину и 24,60 м в высоту. Время наполнения и опорожнения камеры шлюза - 7,5 минут. Опорожнение и наполнение шлюза выполняется с помощью специальных водоводных галерей.
Военные годы
С 1941 по 1943 гг. на Рыбинск сброшено 2700 авиабомб, почти 250 тонн. Небо над Рыбинском защищал 201-й зенитноартиллерийский полк, сбивший 5 немецких самолетов. И все же воздушные атаки нанесли значительный ущерб. Были разрушены объекты промышленности, 63 жилых здания, 32 человека погибли, 46 тяжело ранены. При этом Рыбинский шлюз, а также авто железнодорожный мост не пострадали.
Архитектура
Главным архитектором основных сооружений Рыбинского шлюза стал Г.В. Гориневский, а художественным оформлением занимались архитекторы Дмитрий Савицкий, Моисей Шпекторов и М.И.Богданов.
Стена средней шлюзовой башни украшена барельефом челна Степана Разина с изогнутым парусом, движущимся по изгибам волн.
На входе в шлюз со стороны Рыбинского водохранилища в 1952 году был установлен монумент «Волга» архитектора Н. В. Донских и скульпторов С. Д. Шапошникова и В. С. Малашкиной. Высота вместе с постаментом - 17,4 м. «Волга» - воплощение реки-кормилицы в образе гордой и статной русской женщины, у ног которой летит буревестник. В 2016 году скульптура официально стала символом города.